Метрика стиха: дактиль, амфибрахий, анапест

Метрика стиха: дактиль, амфибрахий, анапест

    Радослав как раз закончил проверять последнюю работу, когда вновь увидал спешащих к нему учеников. Чем бы их занять? Чем бы…А! Вспомнил! Мы же только про двусложные метры стиха поговорили. Надо же и про трехсложные рассказать! Здрасти, здрасти, уважаемые! Как у вас там учеба движется? Много двоек нахватали??? Ну ничего, еще исправите! Надеюсь, мне-то чего-нибудь хорошего напишете? Ловлю на слове!
Но для начала сам вам что-нибудь поведаю!
Я расскажу вам про метры трехсложные. 
Может, они вам покажутся сложными. 
Но я в вас верю, вы справитесь точно! 
Я постараюся в этом помочь вам. 
      Фух! Язык мой – враг мой! Ну раз пообещал, то приступлю к помощи. Итак, всего в русских стихотворениях 5 часто использумеых метров. Два мы разобрали. Сколько осталось? Чему вас на арифмантике учили? Ладно, так и быть. Осталось 3. Ровно столько трехсложных метров широко применялись и применяются в русском стихосложении.
       Сразу скажу, что трехстопные метры в рифмованных заклинаниях, хотя редко, но всё же используются. Может и не в канонической, а в несколько усеченной форме (то есть вместо трех слогов в последней стопе два, о чем я уже говорил). Приведу, пожалуй, сразу и пример. 
То ль секунда сорвалась с бега, 
То ли Вечер беду принес? 
На дороге моей из снега 
Шевельнулся навстречу пес. 
Взгляд взлетел из лохмотьев белых. 
Душный в душу ударил бред. 
Может враг уколол умелый 
За спиною иглой мой след?! 
Сердце съежилось, замирая... 
Заскользило с руки кольцо, 
Ветер воздух рванул, играя, 
И с размаху швырнул в лицо. 
Отвратись, злополучный, встречный, 
Сильный страхом глазливый пес! 
Вечер зимний, бродяга вечный 
Нынче мимо беду пронес.
      Написано это заклинание трехстопным анапестом с пропуском слога. С анапеста и начнем. Этот метр состоит из трех слогов, среди которых ударный – третий. Примером такому метру может считаться всем известная песня.
 1   2 3  1   2   3  1 2   3 1
до свидАнья, наш лАсковый мИша!
 1   2 3  1     2    3 1  2   3 
возвращАйся в свой скАзочный лЕс.
     Вернемся к тому заклинанию, которое я привел выше. Если вы выделите буквами ударные слоги, то увидите, что в третьей стопе одного слабого места не хватает. 
То ль секУнда сорвАлась с бЕга
То ли вЕчер бедУ принЁс?
   Если на секунду забыть, что это заклинание, то исправить ситуацию несложно. Достаточно просто добавить лишний слог. Например, так:
То ль секУнда сорвАлася с бЕга
То ли вЕчер бедУ мне принЁс?
     Но! Как говорит профессор Руссланг, ни в коем случае нельзя добавлять новые слова в заклинания! Также как нельзя менять уже существующие! Магия – слишком тонкая субстанция, чтобы проводить над ней такие эксперименты. Но перейдем, наверное, к двум другим метрам.
       Дактиль – это трехсложный метр стиха, в котором ударение падает на первый слог из тройки. 
 1   2 3 1  2  3  1 2  3  12 
кАк хорошО ты, о мОре ночнОе,- 
  1    2 3 1  2   3   1 2  3  1 
ЗдЕсь лучезАрно, там сИзо-темнО
Фёдор Тютчев использует здесь трехстопный дактиль. Кроме него дактиль мы можем встретиь в стихах Некрасова, Фета, Пушкина, Сумарокова…
И, наконец, последний метр – амфибрахий. Как несложно догадаться, в амфибрахии ударным является средний слог тройки.
1  2  3     1 2 31  2  31  2 3
однАжды в студЁную зИмнюю пОру 
1 2   3 1  2 3    1   2   3   1 2 
я Из лесу вЫшел; был сИльный морОз.
  Это известное всем стихотворение Некрасова написано четырёхстопным амфибрахием. Кроме него этим метром активно пользовались Маяковский, Бальмонт, Блок… Может он использоваться и в рифмованных заклинаниях, равно как и дактиль. Так что советую запомнить не только анапест, но и остальные два метра. Но,наверно, я как всегда заболтался и меня никто не остановил. Асясяй! Держите, дети мои, задание и отдыхайте, а я, может, чего еще напишу. 

1. Напишите 8-12 строк любым трехсложным стилем. Не забудьте указать каким, обозначить сильные слоги и проставить цифры, как мы это делали в лекции. Тема? Ну, давайте выберем себе какую-нибудь звездочку на небе и посвятим стих ей. Пускай порадуется там, на небе. (0-5 баллов).

Примечание: если в редакторе цифры поставить через много пробелов, то они скушаются подлым Интернетом. Поэтому разделяйте цифры нижними подчеркиваниями «_».

2. Помните стишок, которым я встретил вас в начале урока? Каким метром оно написано? (0-1 балла).

3. Приведите по стихотворению (не использовавшемуся в лекции) на оставшиеся два метра, которыми вы не воспользовались при сочинении собственного стиха. Укажите их авторов. (0-2 балла).

4. Как я говорил, эти метры пришли к нам из Древней Греции. Однако они несколько видоизменились. Укажите, какие именно появились различия между античными и современными трехсложными метрами (0-2 балла).


Комментариев нет:

Отправить комментарий